Как правильно выбрать масло?
Как правильно выбрать моторное масло для автомобиля?
Высокое качество моторного масла – залог успешной работы двигателя автомобиля. К выбору масла следует подходить очень ответственно, так как неправильный подбор масла для Вашей системы может вылиться в крупные незапланированные траты по ремонту двигателя в будущем.
Современный рынок автомобильных запчастей и технических жидкостей пестрит новыми брендами и маркетинговыми слоганами. Однако не стоит всерьез относиться ко всему тому, что кричит нам реклама. Выбор моторного масла требует определенных навыков, знаний и осторожного подхода чтобы избежать покупки подделки известного бренда, иначе это приведет к поломке двигателя и крупным расходам автовладельца. Наша статья постарается ответить на самые популярные вопросы на тему подбора моторного масла.
Зачем вообще нужно моторное масло?
Конструкция двигателя представляет собой агрегат, который состоит из корпуса, камеры сгорания и других узлов, некоторые из которых находятся в постоянном движении. Моторное масло осуществляет смазку всех поверхностей за счет образующейся тонкой пленки, а также впитывание и удержание продуктов горения топлива и металлических микрочастиц. Также масло дополнительно очищает и охлаждает двигатель и осуществляет защиту от коррозии.
Итак настало время менять масло в двигателе! Какое масло выбрать, как следует осуществлять его замену, нужна ли промывка двигателя после слива старого масла? (Тема промывки двигателей будет подробно рассмотрена в нашем следующем материале). Каждый владелец автомобиля рано или поздно сталкивается с вопросами подбора масла.
Главное правило при самостоятельном выборе – это необходимость приобретать моторное масло только у официальных представителей брендов или специальных авторизованных магазинах и на СТО. Это спасет Вас от покупки подделки, которых достаточно много на сегодняшнем рынке.
Постарайтесь учесть требования завода-изготовителя автомобиля к маслам и другим техническим жидкостям, применяемым в системе. Эту информацию можно посмотреть в сервисной документации, поставляемой вместе с автомобилем или на сайте производителя авто в разделе технической поддержки. Это могут быть как формальные требования, так и рекомендации по использованию конкретных брендов. Однако, при эксплуатации достаточно старого автомобиля сервисной документации к нему может и не быть, или же информация в ней морально устарела. В таком случае выбирайте моторное масло самостоятельно.
Не забудьте учесть главные характеристики всех моторных масел:
- класс вязкости по стандарту SAE;
- класс качества по стандартуACEA (CCMC), APJ или ILSAC;
- тип масла (минеральное, полусинтетическое или синтетическое).
В чем отличие минерального масла от синтетики?
При производстве минеральных масел используется нефть, которая подвергается рафинированию и дистиллированию. Масла подразделяются на два типа: нафтеновые и парафиновые. В минеральных маслах высокий процент содержания различных присадок, что приводит к быстрой потере их смазывающих свойств. Качество этих масел зависит от строения входящих в состав углеводоров. Наиболее высокие показатели вязкости и устойчивости к перепадам температур показывают парафиновые базовые масла.
Характеристики минерального масла можно улучшить с помощью гидрокрекинга (процесса «выпрямления» углеводородов с помощью перегруппировки атомов, входящих в состав молекул масла). В результате получаются изомеры. Однако данный процесс не является панацеей, так как он обратим. Минеральное масло получает свойства синтетического и быстро их теряет, становится непригодным. Главное преимущество минеральных масел — низкая стоимость.
Синтетические масла являются продуктом определенных химических реакций, с помощью которых можно улучшить эксплуатационные свойства масла, химическую стойкость и устойчивость к скачкам температур.
Преимущества синтетических масел перед минеральными
-высокий показатель текучести, что значительно снижает трение узлов, а следовательно, уменьшает расход топлива и увеличивает мощность ДВС.
-прокачка при низких температурах , что позволяет двигателю работать в обычном стабильном режиме даже при сильных морозах;
-высокая температура испарения синтетического масла за счет устойчивости к перегревам;
-сохранение химической стабильности масла в течение всего срока его эксплуатации (малое окисление и запарафинивание).
Список этих достоинств значительно увеличивает итоговую стоимость моторного масла. Для экономии можно выбрать полусинтетическое масло. Эта эмульсия получается путем смешивания минеральных масел высокого качества с синтетическими базовыми составляющими. Полусинтетическое масло имеет меньшую стоимость, чем синтетика, но более высокие характеристики
эксплуатации, чем минеральные масла. Сфера применения полусинтетических масел – практически все типы современных двигателей.
Как выбрать класс вязкости по SAE?
Спецификация SAE – это международный стандарт общества инженеров-автомобилистов, регламентирующий вязкость моторных масел. Этот стандарт не затрагивает качественные характеристики масел и сферу их применения.
Одна из главнейших характеристик масла – это его показатель вязкости, который влияет на холодный пуск двигателя при отрицательных температурах воздуха. Согласно данной спецификации, существуют три вида моторных масел:
- всесезонное масло;
- летнее масло;
- зимнее масло.
Зимнее масло обязательно содержит в своей аббревиатуре английскую букву «W» (от «зима» по англ. – winter).
Пример: SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W.
Летние масла маркируются просто числовым коэффициентом без букв.
Пример: SAE 20, 30, 40, 50, 60.
Всесезонное масло в своей маркировке комбинирует летние и зимние обозначения.
Пример: SAE 5W40, 10W40.
Цифровой показатель зимнего индекса демонстрирует минимальную температуру использования масла в морозы. Руководствуйтесь средними значениями температурных условий для Вашего региона. Следующая таблица наглядно поможет разобраться с данными показателями:
При эксплуатации автомобиля и заводке двигателя (как при отрицательных температурах, так и в теплое время года) масляный насос должен прокачать масло по системе двигателя. Это занимает какое-то время. При холодном пуске двигатель вынужден испытывать так называемое «масляное голодание». В таком режиме значительно возрастает трение и износ механических узлов агрегата. Следовательно, высокие показатели текучести масла при низких температурах позволяют быстрее прокачивать его по системе и защищают его при запуске.
Когда стоит вопрос выбора летней серии моторного масла, многие автопроизводители дают рекомендацию на использование масел с показателем вязкости 40 по SAE и выше. Это является очень важным аспектом при эксплуатации современных ДВС, так как их работа сопряжена с высокой тепловой напряженностью и в условиях повышенных температур, предельных показателей давления и скоростей сдвига различных узлов агрегата.
При таких жестких условиях эксплуатации основной задачей моторного масла является сохранение уровня вязкости, при котором образовывается масляная пленка и идет охлаждение механизмов при трении, что поможет предотвратить повышенный износ движущихся механизмов и образование зазоров при отсутствии обдува встречными воздушными потоками. Это особенно актуально при высоких температурах окружающей среды летом или в режиме городской езды с простаиванием в многочисленных «пробках».
Справка: японские заводы-изготовители все чаще рекомендуют использовать энергосберегающие технологии и применять в современных ДВС моторные масла с показателем вязкости (5W-20, 5W-30, 0W-20). Американский и европейский автопромы (производители BMW, Audi. Volkswagen, Opel) в последние годы также рекомендуют использование масел с классом вязкости 5W-30 в своих автомобилях.
Как выбрать класс качества моторного масла?
На сегодняшний день существуют несколько наиболее авторитетных организаций, классифицирующих качество моторных масел: API, ACEA (CCMC) и ILSAC.
По классификации API (American Petroleum Institute — Американский институт нефти) существуют две категории моторных масел: «S» (service), предназначенные для бензиновых двигателей, а также «C» (commercial), разработанные специально для дизелей. Этикетка любого моторного масла содержит артикул из двух букв. Первая буква показывает качество масла по API, вторая буква характеризует класс масла (чем ближе к концу алфавита, тем выше уровень моторного масла).
В наши дни моторные масла для бензиновых двигателей подразделяются на следующие классы: SG (1989), SH (1993), SJ (1996), SL (2001), SM (2004), SN(2010). Рынок дизельных ДВС на легковых автомобилях, микроавтобусах и коммерческих машинах обеспечен классами CF-4 (1990), CG-4 (1995), CH-4 (1998), CI-4 и CI-4+ (2002), CJ-4 (2010). Год обозначает, когда вступила в действие данная спецификация товара.
В 1996 году увидела свет классификация моторных масел ACEA (Ассоциация Европейских производителей автомобилей), благодаря которой моторные масла наиболее широко уделено внимание эксплуатационным свойствам самих масел. Маркировка буквой A предназначена для бензиновых ДВС, B и E – для дизельных, а также цифровым показателем. Чем выше цифра, тем выше эксплуатационные характеристики. Далее через дефис указан год, когда утверждалась или изменялась данная спецификация.
Ниже представлены виды масел для бензиновых ДВС, используемых в легковых автомобилях, микроавтобусах, фургонах в порядке улучшения своих эксплуатационных свойств:
А1-96, А2-96, А3-96, А4-98, А5-2002.
Виды масел для дизельных ДВС в легковых автомобилях, микроавтобусах, фургонах в порядке улучшения своих эксплуатационных свойств:
B1-96; B2-96; B3-96, B4-98, В5-2002.
2004 год ознаменован выходом в свет новым классом моторных масел под маркировкой C (C-1, C-2, C-3, C-4). Данный класс подходит для эксплуатации как в бензиновых, так и дизельных системах и характеризуется низким содержанием таких веществ, как сульфатная зола, сера и фосфор. Также масла класса C адаптированы под работу совместно с системами нейтрализации отработанных газов последнего поколения, которые обладают высокой чувствительностью к показателю уровня золы.
Класс E специально выделен для использования в грузовых автомашинах.
Классификация моторных масел ILSAC (International Lubricants Standardization Approval Committee – Международный комитет по Стандартизации и Одобрению Смазочных Материалов) была создана в 1993 году с помощью ассоциаций AAMA и JAMA (Американская и Японская ассоциации автопроизводителей). Суть данной классификации такова, что она уточняет требовании к классам по системе качества API, имеет те же подходы к разработке классов, однако немного дополнена новейшими классами и ужесточает методы классификации и отбора.
Сервисная документация на автомобили современных производителей (начиная с 1990-х гг.) содержит перечень требований к моторным маслам согласно этим спецификациям. Не забывайте, что дешевое масло хорошим быть не может, поэтому советуем не экономить и выбирать оригинальные масла Motul.